Технологии социокультурной деятельности
Технологии социокультурной деятельности рассматривается как:
- социокультурная система;
- социокультурная наука;
- технологический процесс.
Различают основные подходы к типологизации и классификации технологий социокультурной деятельности: системный, синергетический, средовой, деятельностный, половозрастной, личностно-ориентированный, коммуникативный, ситуационный. Отсюда и разнообразие типов технологий.
Выделяют следующие технологии, используемые в социокультурной деятельности:
- культуротворческие;
- рекреативные (восстановительные);
- образовательные;
- социально-защитные и реабилитационные;
- исследовательские;
- проектные;
- альтернативные (инновационные);
- коммуникационные;
- информационно-рекламные и массмедийные;
- этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества;
- управленческие (социокультурный менеджмент);
- культуроохранные;
- маркетинговые;
- социокультурные технологии формирования культуры семьи, быта, образовательной и профессиональной деятельности, общественных отношений; анимационные технологии и др.
Закономерности технологий социокультурной деятельности:
- неразрывная связь социальных и культурологических задач;
- соответствие содержания и формы;
- последовательность при подготовке и проведении проектов и программ;
- активно-деятельностный подход в создании программы;
- активизация аудитории;
- постепенное вовлечение во все более сложную деятельность;
- соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций.
К культуротворческим технологиям относят:
- технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества;
- технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых;
- творчески формирующие, развивающие технологии (организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;
- развитие авторского творчества, авторских школ;
- повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.;
- возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности и др.);
- технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.
Рекреативные (восстановительные) технологии организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности предполагают реализацию долговременных досуговых программ с участием в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях, использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, шейпинга, пилатеса, музыкального целительства и др.; организацию отдыха и развлечений; использование традиций народной культуры и т.п.
Образовательные технологии классифицируют по разным основаниям: по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социокультурной деятельности.
Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры:
- обучающие и воспитывающие;
- светские и религиозные;
- технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные;
- технологии дополнительного образования;
- гуманитарные и технократические образовательные технологии.
Типология по используемым способам, методам, средствам: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие), программированного и проблемного обучения, развивающего и саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, проблемно-поисковые и информационные (компьютерные).
Типология по функционально-организационному признаку:
- массовые, групповые и индивидуальные;
- коллективного и дифференцированного обучения;
- классно-урочные, академические и клубные;
- продвинутого уровня;
- компенсирующего, коррекционного обучения;
- сотрудничества и авторитарные;
- альтернативные и др.
К социально-защитным, реабилитационным технологиям относят игровые технологии для социально-незащищенных категорий населения; клубные спортивно-оздоровительные технологии (составляющие элементы: иппотерапия, фитотерапия и гарденотерапия, лекотерапия, сказкотерапия); социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития составляющие элементы: куклотерапия, театротерапия, библиотерапия, коммуникативная, музыкотерапия, танцевальная терапия, иготерапия.
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу