Историография проблемы свободного

В исторической перспективе проблематика свободного времени значительно менялась в зависимости от культурных, экономических и социальных факторов, уровня развития общества в целом.

Интерес к пространству свободного времени проявляли мыслители древности. В работах Аристотеля, А. Шопенгауэра, Р. Декарта свободное время и досуг рассматриваются в связи со свободой, социальным положением человека и его саморазвитием.

Так, Аристотель оценивал свободное время с точки зрения его возможностей для совершенствования человека, в частности, для свободнорожденных граждан. В своих трудах («Политика», «Этика»), определяя формы досуга, Аристотель высказал некоторые до сих пор актуальные суждения о празднике. Человек желает праздничной жизнедеятельности ради игры, забавы и развлечения, подобно отдыху, сну, еде и питью, которая гонит прочь заботы и грусть, навеваемые тяжелой работой.

Праздничность как жизнедеятельность ведет человека к добродетели, так как включает в себя мусическое и гимнастическое искусства, воспитывает тело и душу, приучает к умению правильно наслаждаться жизнью.

Праздничная жизнедеятельность служит духовному отдыху и познанию истинного счастья. Взгляд Аристотеля на досуг как на истинное богатство, которым располагает человек, облегчает задачу проникновения в самую сердцевину праздничного состояния. Человеческая природа требует не только умения хорошо трудиться, но и способности быть праздными. Праздность есть свобода как начало всех начал, высокое наслаждение, завершающее деятельность и придающее ей законченность.

Интересно
С помощью понятий «досуг» и «праздность» Аристотель выражает самоценность богатства свободного времени с точки зрения высших целей человеческого существования. Одновременно ставится вопрос о культурных требованиях, которые выдвигает перед человеком такое время.

Для пользования свободным временем нужно воспитывать себя и долго учиться тем предметам, которым учатся не из необходимости для труда, а исключительно ради них самих. Таким образом, Аристотель рассматривал праздник со всеми его атрибутами как эстетическое занятие и относил его к воспитанию, формированию и просвещению человека.

По мнению французского философа XVII в. Рене Декарта (1596 – 1650) свобода вполне реальна, она существует в мире причинно-следственных связей и без них была бы невозможна. Чтобы стать свободным, то есть новым человеком, надо преодолеть в себе человека природного, зависимого от причинно-следственных связей в мире, необходимо изменить и преобразовать себя.

Это означает развивать в себе способность сомневаться, отказываться от стереотипов мышления, думать самому, размышлять, сознавать, подчинять аффект разуму. В трактате «о страстях» Декарт описывает разницу между великими и низкими душами в способности управлять своими страстями. Люди с великой душой побеждают в себе человека природного, незамедлительно реагирующего на внешние воздействия среды, обладают замечательной рефлексивной способностью смотреть на события своей жизни так, как люди смотрят комедии, что позволяет им быть более свободными.

Представления о структуре времени индивида развивались на основе идей Томаса Мора (определил содержание свободного времени как общественного явления), Фрэнсиса Бэкона (указал на возможность реализации внутреннего потенциала личности во время досуга), Томмазо Кампанеллы (связывал свободное время с развитием человека), Сен-симона, Оуэна, Фурье (указывали на необходимость увеличения свободного времени индивида для возможности его всестороннего развития) и мн. др.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр (1788 – 1860), один из представителей иррационализма, предшественник интуитивизма и прагматизма, был известным любителем свободы. Основной его философский труд «Мир как воля и представление» (1818 г.).

Произведённый А. Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию и желания, оказали влияние на многих известных мыслителей, таких как Ф. Ницше, Р. Вагнер, Л. Витгенштейн, А. Эйнштейн, З. Фрейд, Л. Толстой и мн. др. По А. Шопенгауэру, сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Она представляет собой проявление мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.

По А. Шопенгауэру, познание существует в двух формах: интуитивное (познание рассудка) и рефлексивное (познание разума). Интуитивное познание философ определял как главное. Созерцание как совершенное познание свободно от интересов воли и не имеет отношение к практике, а областью созерцания является не наука, а различные виды искусства, опирающиеся на интуицию.

Искусство основывается на незаинтересованном созерцании и интуиции мир открывается как постоянное стремление, в котором происходят борьба и раздвоение. Данные идеи позволяют сформулировать ему учение о свободе и необходимости. Рассмотрение функции свободного времени и развитие в культуре рекреационной активности как игрового процесса, основанного на соревновательном аспекте развлечений, было предложено Й. Хейзинга («Человек играющий»).

Т. Веблен рассматривал свободное время как форму жизнедеятельности человека, которая находится за границами трудовой деятельности. Важным аспектом рассматриваемого вопроса выступает соотношение понятий «досуг» и «свободное время».

Современное понятие досуга сформировалось в период индустриального развития общества. Через увеличение производительности и интенсивности труда общества такого типа смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели.

Только с появлением индустриального общества досуг и труд, досуг и учеба оказались четко разделенными. В связи с этим история изучения сущности, структуры, закономерностей функционирования и развития досуговой сферы деятельности ведется от работ К. Маркса, в которых отражена многолетняя работа по формированию понятийного аппарата, позволяющего описать досуговое пространство в логически строгих терминах.

В силу ряда обстоятельств понятия «свободного времени» и «досуга» исследователи трактуют по-разному. Так, например, английский социолог Н. Андерсон свободное время определяет путем исключения из внерабочего времени на сон, еду и гигиену, при этом домашний труд он рассматривает как часть свободного времени.

Однако вряд ли возможно относить домашний труд к отдыху лишь на том основании, что он не входит в «рабочее время». В последние десятилетия широкое признание получает идущая еще от К. Маркса идея свободного времени как времени, свободного от «естественной необходимости или социальной обязанности».

В западной социологии этот рациональный подход к трактовке во многом связан с именем Ж. Дюмазедье, а в отечественной социологии – с именами С. Г. Струмилина и Б. Л. Грушина. Немецкий ученый Г. Клут термины «свободное время» и «досуг» совмещает, свободное время рассматривает в целом как противоположный работе мир, в котором активность человека направлена на отдых. Аналогичной точки зрения придерживается отечественный исследователь Э. М. Коржева, рассматривая термин «досуг» как синоним слова «свободное время».

Интересно
Отечественный исследователь В. Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда. «Досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

Сравнительный анализ интерпретаций свободного времени и досуга в отечественной и зарубежной науке позволил сформулировать наиболее точное и полное определение этих понятий. В основе своей свободное время большинством исследователей рассматривается как связанное с саморазвитием, самообразованием, творческой деятельностью, занятиями по интересам, общением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)