Социально-психологические проблемы современного информационного общества

На новом этапе развития человечества в век информации источником благосостояния становится интеллектуальный капитал, приходящий на смену традиционным ценностям индустриального века. Становится востребованным человек, умеющий выдвигать свежие идеи, реализовывать новые проекты, с творческим подходом к деятельности.

В популярной психолого-педагогической литературе отмечается, что на современном этапе развития информационного общества части индивидов адаптироваться к возникшим условиям и тенденциям социального пространства достаточно сложно.

Опираясь на публикации средств массовой информации, обозначим некоторые из социальнопсихологических проблем современного общества:

  • увеличение информационного потока, обрушивающего на человека ежедневно, влияет на ранее сложившиеся мировоззренческие стереотипы по отношению к труду, характеру разных видов деятельности;
  • трансформация духовно-ценностных ориентиров;
  • разрушение массового общества и появление большей степени индивидуального самовыражения распространяет изолированность людей;
  • появление огромного количество неокультов (дианетика, клубы нетрадиционных религий и т. д.);
  • рост локальных сообществ по интересам, где формируются свои духовно-нравственные ценности, которые зачастую вынуждают человека отказаться от всего предшествующего опыта и изменить стиль жизни, характер поведения, ценностные ориентиры;
  • изменение направленности личности на «уход» от реальных жизненных впечатлений в виртуальный мир, создаваемый информационными средствами (виртуализм);
  • потеря жизнесберегающих, духовно-ценностных установок, т. е. слом психологических барьеров, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым существам (авитализм);
  • возникновение психологических состояний под воздействием различных «развлекательных» убийств (компьютерные игры, триллеры, фильмы ужасов);
  • накопление значительного культурного потенциала в крупных городах, поддерживаемый и развиваемый современными социокультурными институтами и специалистами, работающими в них, который востребован не в полной мере из-за неразвитости потребностей потенциальных потребителей;
  • увеличение маргинальных элементов культуры, снижение уровня культуры личности;
  • сложности, связанные с обилием социокультурной информации;
  • расширение границ возможностей для самореализации личности с одной стороны, а с другой, возникшие изменения в системе знаний, ценностей, норм, образцов порождают ощущение неопределенности;
  • не адекватная реакция на изменения из-за существующих стереотипов, нарушение которых вызывает чувство беспокойства, тревоги;
  • многообразие, интенсивность воздействий на человека, динамизм социальной жизни;
  • стремление сохранить свою индивидуальную целостность, свою автономию формирует в свою очередь систему психологических барьеров, способствующих защите личности от чрезмерной перегрузки психики;
  • наличие многообразия культуры с одной стороны создает для человека возможности духовного развития, однако наблюдается разрыв между возможностями саморазвития и характером использования этих возможностей;
  • господствующей установкой современного человека сегодня становятся доход и потребление, а в развитии культуры личности проявляется ослабление установок на высокие, подлинные духовные ценности, то есть наблюдается стандартизация потребностей и вкусов;
  • интенсивность воздействия на человека средств массовой коммуникации, которые активизируют свое воздействие на сознание, рационально передавая новые ценности и нормы поведения и деятельности, что лишает человека индивидуально-личностных ориентаций;
  • формирование стереотипов и спонтанных реакций, связанных с внешней стороной поведения, часть образа жизни человека все больше становится регулируемой извне;
  • культура все больше становится средством политических игр;
  • излишне интенсивное воздействие вызывает состояние пресыщения информацией и создает эффект, обратный ожидаемому, то есть нередко приводит к неврозам другим заболеваниям.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)