Скрининг-диагностика здоровья школьников в образовательных организациях
В обеспечении реализации функций организма человека определяющим является состояние его здоровья. Здоровье можно рассматривать как состояние организма человека в различные возрастные периоды, обеспечивающие возможность оптимальной реализации его функций, адаптивных реакций к действию факторов внутренней и внешней среды.
Данное определение характеризует здоровье как динамичное, а не как статичное состояние. В нем учитываются функции организма человека в разные возрастные периоды, особенности и задачи, соответствующие выполнению этих функций. Наконец, здоровье должно дать возможность организму адаптироваться к действию факторов среды и выйти на регулирование, не допускающее морфологических изменений систем организма.
В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема, что позволяет вооружить индивида методами оценки, прогноза и коррекции своего здоровья.
Классификация состояния здоровья организма включает:
- состояние с достаточными функциональными (адаптационными) резервами;
- донозологические состояния, при которых функционирование организма обеспечивается за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
- преморбидные состояния, которые характеризуются снижением функциональных резервов организма;
- состояние срыва адаптации, каждая из которых характеризуется наличием того или иного заболевания.
Не менее существенным моментом является индивидуальный подход к оценки состояния здоровья.
Можно сформулировать следующие принципы, которыми надо руководствоваться при оценке состояния здоровья школьника:
- комплексность и системность состоит в подходе к состоянию как психологическому синдрому;
- функциональность состоит в оценке состояния здоровья в процессе активного лабораторного исследования на базе профессиональных моделей деятельности с учетом стиля жизни школьника его учебно-воспитательной деятельности;
- многоуровневость состоит в выделении спектра качественно различных градаций уровней здоровья;
- индивидуальность состоит в формировании критериев диагностики с учетом индивидуальных, в том числе генетических, особенностей школьника;
- историчность состоит в оценке текущего состояния в контексте индивидуального развития ребенка, его возрастных особенностей.
Ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических и психологических условий жизни существенно сказывается на состоянии здоровья детского организма. Наряду с неблагоприятными факторами среды существующая система образования способствует ухудшению здоровья учащихся, о чем свидетельствуют массовые нарушения физического, нервно-психического и полового развития, увеличение количества детей с наследственными дефектами.
В связи с этим необходимо в практике работы образовательных организаций использовать научно обоснованные критерии донозологической диагностики состояния организма с целью обоснования комплекса профилактических мероприятий; разрабатывать и внедрять системы психофизиологического, медикобиологического контроля за состоянием здоровья, умственной работоспособностью и утомляемостью учащихся и педагогов.
Исходя из этого, задачей данного раздела является изложение методик и методических подходов диагностики здоровья и развития, знание которых обеспечит формирование у школьников умений и навыков для валеологизации учебно-воспитательного процесса, которая предполагает:
- психолого-педагогическую и медико-биологическую оценку готовности к обучению;
- изучение индивидуальных психосоматических особенностей с целю дифференциации учебно-воспитательного процесса;
- анализ и оценку адаптации учащихся к учебным нагрузкам;
- контроль за умственной работоспособностью, функциональным состоянием учащихся и педагогов в динамике учебного дня, недели, четверти, года в целях предупреждения возникающего утомления;
- развитие и тренировку психических функций учащихся;
- личностное ориентирование образования школьников и создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка.
- Методы активного обучения в процессе валеологизации урока
- Технология эссе
- Определение размеров резца и геометрических параметров режущей части
- Особенности организации и проведения учебных занятий с использованием метода анализа конкретных ситуаций и прецедентов
- Сущность и дидактические характеристики метода кейс-стадии
- О внедрении курсового кейса
- Роль современных педагогических технологий в системе здоровьесберегающего обучения
- Комплексная оценка состояния здоровья учащихся общеобразовательных школ
- Технология дистанционного образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу