Предмет и задачи педагогики

Причиной возникновения всех научных отраслей являются потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть в жизни людей важную роль. Обнаружилось, что общество развивается быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений.

Появилась необходимость обобщить опыт воспитания, создать специальные учебно-воспитательные учреждения для подготовки молодых людей к жизни.

В наиболее развитых государствах Древнего мира: Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, вычленения его теоретических начал.

Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение».

В Древней Греции педагогами называли рабов, которые сопровождали ребенка своего господина в школу и обратно. Позднее педагогами стали называть тех, кто связан с делом обучения и воспитания, ведет человека по жизни, способствуя его культурному личностному становлению.

На протяжении многих столетий педагогическая мысль развивалась в недрах древнегреческой, древневосточной теологии и философии.

Интересно
Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители: Демокрит (460–370 до н. э.), Сократ (469–399 до н. э.), Платон (427–347 до н. э.), Аристотель (384–322 до н. э.). В их трудах глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
«Природа и воспитание подобны. А именно — воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу… Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы». Демокрит

Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Фабия Квинтилиана (35–96 н. э).

Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале ХVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом (1561–1626) и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592–1670).

Педагогику определяют по-разному:

  • как науку о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности;
  • как науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека;
  • как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека;
  • как отрасль человековедения, т. е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.

В связи с идеей о непрерывном образовании и осознанием того факта, что всю свою жизнь человек развивается, в последнее время появилось такое определение педагогики: наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования (целостного педагогического процесса) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. У нее есть собственный предмет; для его изучения применяются объективные методы исследования; зафиксированы объективные связи (законы и закономерности) между факторами и процессами, составляющими предмет изучения; установленные законы и закономерности позволяют предвидеть (прогнозировать) будущее развитие изучаемых процессов, производить необходимые расчеты.

Великий русский ученый-химик Д. И. Менделеев считал, что у каждой научной теории две основные цели: предвидение (задача теории) и польза (задача практики).

Педагогическая наука призвана познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Однако педагогика имеет двойственную природу. Ее можно считать не только наукой, но и искусством. Это синтез науки и искусства, знания, мастерства.

«Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств». Я. А. Коменский «Великая дидактика»

Суть педагогики как искусства проявляется в поиске и нахождении соответствия, уравновешивания, приведении в состояние гармонии «свойств» предмета, личности учителя и личности ученика, в творческом «приспособлении» к педагогической ситуации.

Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком — учителем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.

Содержание педагогики нельзя постигнуть и тем более нельзя научиться эффективно действовать в педагогическом пространстве без опоры на опыт, традиции, здравый смысл, интуицию, умения встать на позицию Другого, тонко сочетать требовательность с уважением, без понимания всей сложности и неоднозначности процесса взращивания личности.

Педагогика изучает внутренний мир человека, его взаимоотношения с другими людьми, факторы его становления и развития.

Сложность этой сферы обусловливает тот факт, что педагогика еще относительно мало развита, в ней много условного и приблизительного.

Она не предлагает «панацеи» от всех «педагогических бед», но дает отправные точки, ориентиры для творческого поиска нестандартных решений в очень деликатном, индивидуализированном процессе формирования личности.

Педагогика — наука «собирательная», т. к. обобщает знания о человеке из других наук, пользуется методами, инструментарием философии и психологии, социологии и аксиологии, культурологии и истории, чтобы выстроить наиболее целесообразную систему воспитания и развития человека.

Именно «собирательный» характер педагогики дает основание сомневаться в самостоятельности этой науки и называть ее лишь «прикладной социологией», «прикладной философией» и т. д.

Тем не менее, у педагогики есть свои объект и предмет. Объект педагогики — это как образование в целом, так и изучение его отдельных сторон.

К определению предмета педагогики педагоги-исследователи подходят по-разному. Под ним понимают:

  • воспитательную деятельность, осуществляемую в учебно-воспитательных учреждениях (П. И. Пидкасистый);
  • воспитание человека как особую функцию общества (И. Ф. Харламов);
  • систему отношений, возникающих в педагогической деятельности (В. В. Краевский);
  • целостную систему воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. А. Андреев);
  • интегративные качества образовательного процесса, его факторы, функции и, прежде всего, целенаправленное формирование и развитие личности в системе отношений процесса образования (В. И. Загвязинский).

Как можно заметить, в определениях предмета педагогики отмечены факторы развития индивида в образовательном процессе.

К числу теоретических задач педагогики как науки входит определение ведущих целей и ценностей современного образования, вскрытие закономерностей в воспитании, образовании, обучении, управлении образовательными и воспитательными системами; разработка все новых, более совершенных моделей обучения, анализ педагогического опыта, поиск эффективных методов и средств внедрения непрерывно появляющихся научных разработок в практику, прогноз развития образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки педагогики. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной политикой, экономикой образования, совершенствованием педагогической деятельности, управлением образовательными системами.

К практическим задачам относятся диагностика педагогических ситуаций, внедрение результатов исследований в практику, реализация педагогического мониторинга, осуществление рефлексивно-оценочной и коррекционной деятельности по совершенствованию образования и др.

Среди функций педагогики также выделяют теоретическую и практико-технологическую в числе основных.

Теоретическая функция заключается в выявлении, анализе, интерпретации массового и передового педагогического опыта, в моделировании, проектировании и прогнозировании развития образовательных систем и процессов. Эта функция воплощается в новом знании о сущности, структуре, механизмах развития, методах и условиях преобразования, о способах использования данного знания для совершенствования образования.

Практико-технологическая функция реализуется на трех уровнях:

  • проективном (связан с разработкой соответствующих методических материалов: учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);
  • преобразовательном (направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции);
  • рефлексивном (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности).

Практико-технологическая функция выражается в уровне владения знаниями, общей культуре, уровне воспитанности, в творчестве и конкурентоспособности, в здоровье и успешности социализации учащихся и воспитанников. Результаты образования носят отсроченный характер.

Предмет и задачи педагогики

В конечном итоге это судьбы людей, рациональность их образа жизни, семейное благополучие, характер и темпы развития общества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)