Понятие и предмет аграрного права
Отрасли права, в свою очередь, состоят из норм, объединяемых в институты.
.Бывает, что с возникновением новых общественных отношений появляется и новая отрасль права – так, с ростом применения наемной рабочей силы трудовое право выделилось из права гражданского – и наоборот, какие-то отрасли отмирают. Некоторые отрасли в процессе развития права сближаются; так, с введением права частной собственности земельное право в области регулирования сделок с землей тесно переплелось с гражданским правом. Общепризнанны в науке российского права такие традиционные отрасли, как конституционное, административное, гражданское, уголовное право.
К ним относят, например, предпринимательское право. Сторонники аграрного права также основываются на теории комплексных отраслей. Они определяют аграрное право как «систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) отношения в сфере сельскохозяйственной производственной деятельности». Аграрное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. Аграрное право относится к комплексным отраслям права.
В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат:
- наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям, а именно специфического круга общественных отношений, обладающих достаточно крупной общественной значимостью и требующих специального правового регулирования, основу которых составляют отношения, складывающиеся в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- методы и принципы правового регулирования;
- существование необходимого нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников (аграрного законодательства), которые не входят ни в одну их основных отраслей права;
- аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права. Аграрное право выступает в качестве правовой формы выражения и закрепления аграрной политики государства.
Изучая нормативные акты по вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Для этого необходимо знать нормативные акты других отраслей, связанные с вопросами, решаемыми аграрным законодательством.
Так же, как основной предмет аграрного права, выступает аграрное законодательство (иначе оно называется законодательством о сельском хозяйстве или сельскохозяйственным законодательством – эти термины равнозначны).
Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права; в законодательстве объективно существуют комплексные отрасли, включающие нормы разных отраслей права, например, законодательство о здравоохранении, о науке, о культуре. К ним относится и аграрное законодательство. Аграрное законодательство представляет собой комплекс нормативных актов разного уровня – законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов и инструкций соответствующих министерств и ведомств, – регулирующих отношения, возникающие в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Соответственно в сферу регулирования аграрного законодательства не входит деятельность предприятий пищевой промышленности и других перерабатывающих сельхозпродукцию производств; сельскохозяйственного машиностроения, сельского строительства.
Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей с такими обслуживающими организациями, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства.
Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:
- государственное руководство сельским хозяйством включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;
- правовой статус сельскохозяйственных формирований – обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. Общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц содержатся в гражданском законодательстве. К аграрному же относятся правовые акты, регулирующие либо особенности отдельных форм предпринимательства (принятие таких актов прямо предусмотрено, например, законами об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью), либо деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;
- договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же – все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно-правовых актах;
- отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Кроме того, сюда можно отнести группу актов, которые регулируют сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства.
Есть еще некоторые вопросы: культура, быт, благоустройство в сельском хозяйстве; сельскохозяйственное переселение; подсобные промыслы.
Сфера сельскохозяйственного производства обладает существенной спецификой: зависимостью от природно-климатических факторов, сезонным характером труда, превышением времени производства сельскохозяйственной продукции над продолжительностью рабочего времени, использованием земли в качестве основного средства производства. Необходимо учитывать также значение аграрного сектора для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Особенность общественных отношений в сельском хозяйстве заключается также в том, что в совокупности их нельзя отнести к предмету какой-либо из традиционных отраслей права и в зависимости от конкретного вида они регулируются разными отраслями права. Вместе с тем они тесно взаимосвязаны между собой, требуют комплексного правового регулирования и рассматриваются в аграрном праве в качестве целостного образования. Отсюда и специфика предмета аграрного права как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сельском хозяйстве (земельные, имущественные, организационно-управленческие, трудовые и др.).
Несмотря на то, что различные виды общественных отношений в сельском хозяйстве не составляют органического единого отношения, тем не менее они тесно связаны друг с другом и рассматриваются как целостное образования. Именно в этом состоит специфика аграрных отношений как сложного комплекса различных видов аграрных отношений в сельском хозяйстве.
- Россельхознадзор как орган
- Министерство сельского хозяйства
- Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
- Основы экономических отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
- Залог сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием государства
- Финансирование агропромышленного производства
- Понятие и содержание государственного регулирования агропромышленного производства
- Окончание ликвидации кооператива
- Второй этап ликвидации кооператива
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу