Культурный потенциал досуга и гармоничное развитие личности

И.Ю. Исаева определяет свободное время как основную часть жизни каждого человека.

Труд дает возможность человеку реализовать свое призвание, внести вклад в общественное развитие.

Но для восстановления сил человеку необходим отдых. В свободное от работы время удовлетворяются его потребности в образовании, общественной деятельности, творчестве, общении с другими людьми, воспитании детей, физическом развитии, путешествиях, развлечениях.

Бюджет времени состоит из четырех частей:

  1. Времени, связанного с работой (рабочий день, поездка к месту работы).
  2. Времени, нужного для удовлетворения необходимых потребностей (сон, личная гигиена, приготовление пищи, уборка жилища).
  3. Времени, необходимого для воспитания детей и ухода за ними.
  4. Собственного свободного времени или досуга, расходуемого по усмотрению личности на удовлетворение разнообразных духовных потребностей.

Ценность досуга заключается в том, что человек располагает им свободно, может его употреблять в соответствии со своими желаниями и склонностями, способностями и духовными потребностями. У современного человека за год складывается довольно большой объем досуга из ежедневного, недельного времени, праздников, отпуска.

Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, изучая проблему развития личности, отмечали необходимость наполнения досуга социально ценной деятельностью, способствующей развитию человека. И здесь обнаруживается немало противоречий. Среди них можно назвать неумение разумно воспользоваться предоставленными возможностями, отсутствие интересов, увлечений, предпочтение пассивных форм досуга, неразвитость способностей, бездеятельность, праздность.

Нужно учить людей содержательному и полноценному использованию досуга, создавать им условия для эффективной организации свободного времени с целью формирования интересов и духовных потребностей, гармонического развития личности.

Организация досуга зависит от трех условий:

  • от характера общественного строя и конкретно – исторической ситуации;
  • от уровня развития культуры, деятельности учреждений, которые предоставляют человеку возможность для духовного роста;
  • от личного отношения человека к досугу как социально ценному времени.

Досуг может сделать человека духовно богатым или примитивным, развить его кругозор или сузить до предельной ограниченности и бедности, сковать потребности.

Формы проведения досуга зависят от следования традициям, моде, обычаям и привычкам

Изменение сложившихся стереотипов – дело длительное и сложное.

Здесь требуются усилия, необходим поиск наиболее эффективных средств, обеспечивающих встречу человека с культурой, его постоянный духовный рост, реальное возвышение культурных потребностей, ведущих к изменению стиля и образа жизни.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)